Окт 312017
 

Управлением государственной регистрации прав и выдачи информации Росреестра совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» проведен анализ решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета за период с января по апрель 2017 года.
Согласно выявленным данным наиболее распространенной причиной, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета, является некачественная работа кадастрового инженера в части исполнения законодательства и требований, касающихся подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, расположенных на территории более одного кадастрового округа.

Как представляется, основная масса ошибок, допущенных при подготовке технических планов сооружений, обусловлена особенностями объектов капитального строительства, расположенных на территории более одного кадастрового округа.

Ниже приведены наиболее распространенные ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке технических планов:

1. Исходя из содержания пункта 42 Требований к подготовке технического плана сооружения и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (далее – Требования), в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются, в том числе, сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено сооружение.

В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения). Указанное правило также применяется в отношении линейного сооружения, строительство которого не завершено.

Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс расположены на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), то в графе «3» строки «4» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в графе «3» строки «5» раздела «Характеристики объекта недвижимости» номера кадастровых кварталов, в границах которых расположено сооружение.

При этом технические планы (XML-схема формата GKULPART) подготавливаются без запроса актуальности сведений ЕГРН и, как следствие, в технических планах могут быть указаны «Архивные» кадастровые номера земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства.

Вместе с тем при проверке в «Личном кабинете кадастрового инженера» на портале Росреестра земельные участки, которым присвоен статус «Архивный», могут отображаться как «Актуальные», что также может быть причиной ошибок кадастровых инженеров при подготовке технических планов[1].

2. В соответствии с пунктом 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.

Указанное Приложение содержит исчерпывающее описание специальных условных знаков.

В нарушение указанных требований при подготовке графической части технического плана (Схема расположения сооружения на земельном участке, чертеж) специальные условные знаки кадастровыми инженерами не соблюдаются.

Так, например, контур образованного проекцией вновь образованного надземного конструктивного элемента сооружения изображается штрихпунктирной линией красного цвета толщиной 0,2 мм, длиной штриха 2 мм, интервалом между штрихами и пунктирами 1 мм (подпункт «г» пункта 4 Приложения).

При этом кадастровый инженер при подготовке графической части представленного технического плана (в части отображения контура сооружения) обозначает контур образованного проекцией вновь образованного надземного конструктивного элемента сооружения сплошной линией черного цвета.

3. В соответствии с абзацем 7 пункта 21 Требований электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi.

При этом электронные образы документов, приложенных к техническим планам, как правило, не соответствуют вышеуказанным требованиям.

4. Технические планы сооружений подготавливаются с нарушением требований приказа Росреестра от 25.06.2015 № П/338 «Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов» (далее – Приказ П/338).

Так, согласно абзацу 3 пункта 1 Приказа П/338 технический план линейного сооружения, расположенного на территории более одного кадастрового округа в форме электронного документа (XML-документ) подготавливается с использованием XML-схемы, необходимой для формирования XML-документа (приложение № 2).

Поле <CadastralNumber> (Кадастровый номер линейного сооружения) для линейного сооружения, расположенного на территории более одного кадастрового округа (в ветках /ExistLinearConstruction/ExistAllLinear/@CadastralNumber и /ExistLinearConstruction/ExistConditionalPart/@CadastralNumber), заполняется по установленному шаблону для кадастрового номера линейного сооружения, где части кадастрового номера, соответствующие номеру кадастрового округа, номеру кадастрового района, номеру кадастрового квартала, – строго нули, разделенные двоеточиями 0:0:0: (пункт 4.2 Приказа П/338).

Однако зачастую в XML-файлах формата GKULOKS указывается кадастровый квартал «00:00:0000000».

Также в вышеуказанных файлах указываются кадастровые номера кадастровых кварталов и земельных участков, сведения о которых отсутствуют в кадастровом округе «Общероссийский».

Сведения о кадастровых номерах земельных участков (на которых, под которыми расположено сооружение) должны содержаться в XML-файлах формата GKULPART.

5. По общему правилу, адрес сооружения указывается в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра (подпункт 7 пункта 43 Требований).

В строке «Дополнение местоположения объекта недвижимости» указываются сведения о местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, в случае если оно не указано в структурированном в соответствии с ФИАС виде.

Вместе с тем в отношении линейного сооружения, а также линейного сооружения, незавершенного строительством, указывается наименование субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых располагается такое линейное сооружение.

Однако зачастую местоположение сооружения, расположенного на территории более одного кадастрового округа указывается в отношении одного субъекта Российской Федерации. Либо указывается только наименование субъектов Российской Федерации. При этом сведения о муниципальных образованиях, населенных пунктах отсутствуют.

6. Исходя из содержания пунктов 42, 43 Требований в случае, если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела «Характеристики объекта недвижимости», содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, а также сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере объекта недвижимости (строка 1) и ранее присвоенном государственном учетном номере (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дате присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации) (строка 2).

При этом остальные строки раздела «Характеристики сооружения» заполнению не подлежат.

В частности, если изменению подлежит наименование сооружения, то при подготовке технического плана заполнению подлежат только строки 1, 2 и 9 раздела «Характеристики объекта недвижимости».

В нарушение указанных Требований кадастровые инженеры заполняют все строки раздела «Характеристики объекта недвижимости», хотя не все из указанных в них сведений подлежат заполнению.

7. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является в том числе технический план сооружения, требования к форме и содержанию которого утверждены органом нормативно – правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (подпункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон).

Исходя из содержания частей 8, 9, 11 статьи 24 Закона, а также пункта 20 Требований, основанием для внесения сведений в технический план линейного сооружения, в том числе строительство которого не завершено, могут быть следующие документы:
проектная документация (для сооружения);
декларация об объекте недвижимости;
декларация об объекте недвижимости, предусмотренная частью 5 статьи 70 Закона;
разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости);
технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г.;
акт о приемке в эксплуатацию объекта недвижимости, утвержденный в установленном федеральным законом порядке;
проектная документация сооружения и документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации (если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута);
исполнительная документация (для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке при отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов объекта недвижимости);
разрешение на строительство (для объекта незавершенного строительства);
выписка из единого государственного реестра объектов культурного наследия (для объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия).
Таким образом, характеристики объектов недвижимости вносятся в технический план на основании вышеуказанных документов. Одновременно в состав Приложения к техническому плану включаются копии тех документов, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

Вместе с тем в нарушение указанных требований документы, на основании которых подготовлен технический план, не включаются в состав приложения к техническому плану либо включаются не в полном объеме.

Также выявлены случаи, когда документы, на основании которых подготовлен технический план, не подтверждают сведения, указанные в техническом плане в разделе «Характеристики сооружения», или сведения об объекте недвижимости в представленной проектной документации отсутствуют.

Так, например, в техническом плане содержатся сведения о протяженности, не соответствующие сведениям, отраженным в вышеуказанных документах, или сведения о данной характеристике в проектной документации отсутствуют.

Окт 142017
 

Перечень сделок с недвижимостью требующих нотариального заверения документов 1Перечень сделок с недвижимостью требующих нотариального заверения документов

Нотариального удостоверения требуют сделки с недвижимостью:

по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке;
связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;

с объектом недвижимости, если заявление и документы на регистрацию этой сделки или на ее основании на регистрацию права, ограничения или обременения права представляются почтовым отправлением.
Нотариальному удостоверению подлежат доверенности:

на представление заявления и документов на кадастровый учет, регистрацию прав и на совершение сделок, требующих нотариальной формы;
на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами;
на совершение представителем подлежащей регистрации сделки с объектом недвижимого имущества или сделки, на основании которой подлежит регистрации право, ограничение или обременение права на объект недвижимости, заявление о регистрации которых представляется почтовым отправлением.
Нотариального удостоверения требуют договоры уступки требования и перевода долга по нотариально удостоверенной сделке, а также соглашение об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора.

В соответствии с законодательством регистрация прав и кадастровый учет недвижимости на основании нотариально удостоверенных документов проводится в течение трех рабочих дней, в случае поступления документов в электронном виде – в течение одного рабочего дня.

Сен 092017
 

Владимир Путин предложил расширить программу “Дальневосточный гектар”
Нельзя забывать о Дальнем Востоке – это государственный приоритет, напомнил президент на заседании президиума Госсовета на острове Русский во Владивостоке. Владимир Путин также призвал выделять “дальневосточные гектары” соотечественникам из-за рубежа, а тем, кто уже освоил свои наделы, давать еще больше земли.
“Мы приняли решение о масштабном, новом и прогрессивном обновлении и освоении Дальнего Востока”, – заявил глава государства, sudexpa.ru/expertises/zemleustroitelnaia..  . “Когда я смотрю на то, что делается, иногда возникает такое чувство, что совсем мало что делается, потому что хочется быстрее…” – заметил он. Но все же позитивных изменений много и темпы роста промышленности в макрорегионе превышают среднероссийские. “Мы уже научились привлекать на Дальний Восток инвестиции”, – заметил Путин. И очень важно добиваться позитивных перемен, которые реально почувствуют люди. Уровень жизни должен превысить среднероссийский.

Последние 25 лет отсюда в основном только уезжали – почти 2 млн жителей. Численность продолжает сокращаться и сейчас, но далеко не такими темпами. “Наша магистральная задача – повысить привлекательность Дальнего Востока”, – напомнил президент. “Нужно создавать условия, чтобы сюда приезжало как можно больше трудолюбивых, талантливых, образованных людей”, – сказал он.

Проекты планов развития девяти регионов до 2025 года готовятся, и нужно все продумать, заметил Путин. “Нам пока не удается выполнить все, что мы собирались сделать по финансированию дальневосточных проектов, имею в виду федеральный бюджет. Хотя выстроена там работа в целом неплохо”, – оценил он.

Наша магистральная задача – повысить привлекательность Дальнего Востока
Президент обратил внимание правительства, что Дальний Восток продолжает оставаться приоритетом: “Давайте не будем об этом забывать никогда”. Посмотрев рейтинг госпрограмм в интересах Дальнего Востока, он сделал вывод: “По ряду направлений картина, не хочется говорить удручающая, но, мягко говоря, скромная”. “Вместо того чтобы там выделять, как я и просил, дальневосточные направления, или вообще нет, или это представлено только чисто символически”, – возмутился он.

И снова обратился к кабмину: “Я посмотрю на это самым серьезным образом, и кто не будет исполнять это – я хочу, чтобы все услышали, – будут приняты соответствующие меры. Нужно будет привлекать людей тогда в эти министерства и ведомства, которые понимают приоритеты развития страны. Прошу вас иметь это в виду и исправлять ситуацию”.

В предстоящие три года все дальневосточные регионы должны войти в первую половину национального рейтинга регионов по качеству делового климата, заявил Путин. Самой чувствительной проблемой на Дальнем Востоке инвесторы считают избыточный контроль и надзор, и президент напомнил, что уже поручал навести порядок.
Работает программа “Дальневосточный гектар” – люди не только начинают свое дело, но и основывают новые поселения. И нужно им помогать, поручил президент. А тем, кто успешно работает и оформил гектар в собственность, предоставлять больше земли. Также следует распространить программу на соотечественников, которые приезжают из-за рубежа. И еще одну проблему поднял глава государства – доступность субсидированных авиабилетов: “Нам нужно создать условия, когда люди, проживающие в любом регионе, чувствовали, что они живут в единой стране”.

Сен 092017
 

В 120 миллионов раз стало больше выбора у желающих взять бесплатно “дальневосточный гектар”.
Земель, где можно теперь оформить дальневосточный гектар, стало больше. Если раньше более 75 процентов участков были закрыты от предоставления “дальневосточных гектаров”, то теперь их количество под выдачу гражданам выросло более чем на 120 миллионов гектаров. Об этом в интервью “Российской газете” рассказал заместитель председателя правительства РФ – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
У Юрия Трутнева нет сомнений, что печать чертежей: http://www.ks-format.ru на Дальнем Востоке появятся новые населенные пункты. Регион строится быстрее других территорий.

Юрий Трутнев: Мы придумали новый закон (о дальневосточном гектаре. – Прим. ред.), раньше ничего даже похожего не было. Конечно, сделать с нуля такой сервис сразу идеальным было затруднительно. Зато мы внимательно мониторили, как закон внедряется, что мешает его реализации. И мы уперлись в то, что мало земли предоставляем.

Большое количество земли защищено различными нормами ограничения оборота, и иногда они избыточны. Мы провели работу вместе с минприроды и Роснедрами, работали и с участками охотугодий, земель лесного фонда и участков над недрами. Часть земель удалось вернуть в оборот.

Владимир Путин предложил расширить программу “Дальневосточный гектар”
Следующая история была связана с тем, что часто человек подает заявку на участок, а уполномоченный орган ему отказывает, потому что границы участка пересеклись с правами третьих лиц. До сих пор не все права до конца учтены, хотя мы уже многократно просили и регионы, и Росреестр навести порядок в реестре. Но пока нет у нас такой идеальной карты, а это безобразие. Человек хотел получить участок, и вдруг ему пишут – нет, у вас границы попали на права третьих лиц, мы вам ничего не дадим. Угадайка такая получается. Мы запретили отказывать гражданам в таких случаях и обязали уполномоченный орган предлагать коррекцию границ или другое место – сдвинуть чуть-чуть участок или предлагать границу подвинуть, то есть с учетом прав третьих лиц помочь человеку получить участок, а не просто отправить его восвояси.

Еще одно фундаментальное изменение связано с инфраструктурой участков. Все-таки у нас уже более 100 тысяч заявок, это большое количество и на многих территориях получилось так, что участки выделяются в несколько рядов. У жителей участков, которые выбрали первые, возникают проблемы с проездом к своим землям, потому что предыдущие территории заняли другие пользователи. Они говорят – вот вы как хотите, но не через нас.

Во-первых, мы прописали обязанность (раньше это все рекомендательно было) местных органов власти оставлять, когда идет такое массовое выделение, коридоры для проезда, для строительства сетей и прокладки коммуникаций к участку. А в тех случаях, когда все-таки местные власти по каким-то причинам прозевали ситуацию и человек столкнулся с тем, что к участку проехать нельзя, предоставили возможность людям изъятия части земли через публичный сервитут с восстановлением этой части, то есть с предоставлением гражданину дополнительной площади.

Это самые важные новации закона, они вроде все технические, но они очень важны, потом что по результатам люди смогут выбирать землю на гораздо большей площади. Если раньше более 75 процентов земель были закрыты от предоставления “дальневосточных гектаров”, то благодаря принятым поправкам количество земель под выдачу гражданам будет увеличено более чем на 120 миллионов гектаров. Площадь зон “нельзя” сократится на 57 процентов. Будет открыто 17 процентов ранее закрытых территорий Роснедр – это более 12,6 миллиона гектаров, около 60 процентов ранее закрытых территорий защитных лесов, а также около 57 миллионов гектаров охотугодий, это около 63 процентов. Отказывать людям будут намного меньше, не будет междоусобных войн из-за проезда к участкам.

Юрий Трутнев: В Республике Саха (Якутии), Хабаровском крае и Сахалинской области. Мы очень заинтересованы в том, чтобы на карте Дальнего Востока возникали новые населенные пункты.

Пока почти 40 процентов получателей “дальневосточных гектаров” будут строить индивидуальные жилые дома, около 22 процентов – заниматься сельским хозяйством, почти 15 процентов – садово-огородным, около 14 процентов взяли землю для рекреационных проектов, 9 процентов – для предпринимательства.

Кстати, индекс строительства на Дальнем Востоке в 2017 году прибавил 17 пунктов и достиг 117,9 процента. Это значит, что, может быть, мы еще и не создали условия для счастья в регионе, но Дальний Восток строится, и намного быстрее, чем другие территории страны. Вот так и начинается опережающее развитие. Но мы не только рассчитываем на строительство новых населенных пунктов. Начинается второй этап развития Дальнего Востока: комплексное развитие территорий.

Результат
Больше ста тысяч россиян подали заявки на “дальневосточный гектар”. На некоторых “гектарах” уже появились люди, пчелы и даже предприятия общественного питания.

Путин предложил расширить программу “Дальневосточного гектара”
– Для пользователей “дальневосточного гектара” подготовлено несколько программ льготного кредитования. Например, получатели участков могут получить микрозаем “Дальневосточный”. Кредитоваться могут предприниматели или малые предприятия, действующие на территории края не менее года. Деньги (максимальная сумма три миллиона) можно взять на три года по очень щадящей ставке – 9 процентов. Кстати, первый такой кредит был одобрен в конце июля. Заем взял предприниматель из Советской Гавани. Ему понадобились средства на покупку материалов и оборудования для станции техобслуживания автомобилей.

Другой кредит – “Дальний Восток” – предлагается для развития на “гектарах” бизнеса. Здесь суммы серьезнее – от 3 до 25 миллионов рублей под 10,6 – 12,5 процента годовых.

Действие этих программ распространяется на весь Дальневосточный федеральный округ. Одну из них запустил Фонд развития Дальнего Востока. Заявки на кредит рассматриваются в режиме онлайн. Сумма займа до 600 тысяч рублей. Человек в течение месяца может в магазинах – партнерах банка выбрать необходимые ему для освоения участка электроинструменты, стройматериалы, оборудование.

Источник

Июн 012017
 
Вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков 2

Вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Соответствующие поправки в Земельный и Гражданский кодексы опубликованы в “Российской газете”.

Главное новшество: сокращены сроки, в течение которых власти должны договориться с собственником об условиях изъятия принадлежащего ему земельного участка для госнужд – с 1 года до 3 месяцев. По истечении этого времени чиновники смогут обратиться за отчуждением земли в суд.

Еще одна новация: поправки разрешают чиновникам изымать земельные участки по инициативе организаций, полный список которых должно утвердить Правительство. Чтобы изъять землю, компания должна подать соответствующее ходатайство в органы власти.

Кроме того, документ разрешает изымать землю у собственников и в других случаях. Например, если на участке находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий сносу. Землю могут изъять для разработки месторождений полезных ископаемых или для увеличения площади природного заповедника.

Кроме того, поправки уточняют порядок расчета денежного возмещения, которое власти должны выплатить собственнику отчуждаемого земельного участка. Так, в него входит рыночная стоимость земли и построек на ней, убытки, причиненные гражданину в результате изъятия земельного надела, а также упущенная выгода.

Как и ранее, вместо денег собственник может выбрать равноценный земельный участок или квартиру. Если стоимость нового объекта недвижимости будет превышать размер денежного возмещения, гражданину предложат доплатить.

Источник

Фев 282017
 

На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) доступны новые сервисы, которые позволяют получить четыре вида сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН): о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, о содержании правоустанавливающих документов, о переходе прав на объект недвижимости, а также кадастровый план территории. Ранее на сайте Росреестра была открыта возможность получения выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Выписка о переходе прав на объект недвижимости содержит сведения о каждом из правообладателей объекта недвижимости в очередности согласно записям ЕГРН о регистрации перехода прав от одного лица к другому.

Кадастровый план территории содержит сведения об объектах недвижимости, расположенных в определенном кадастровом квартале, в том числе план (чертеж , схему) таких объектов недвижимости, а также план (чертеж , схему) границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон, расположенных в соответствующем кадастровом квартале. Данная форма сведений из ЕГРН также содержит описание местоположения границ земельных участков в кадастровом квартале и описание местоположения границ зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.

Выписка о содержании правоустанавливающих документов содержит реквизиты и содержание документа, на основании которого зарегистрировано право, ограничение права, обременение объекта недвижимости.

Выписка о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости содержит обобщенные сведения о недвижимости, расположенной на территории Российской Федерации (отдельных субъектов Российской Федерации), находящейся (находившейся) в собственности конкретного правообладателя.

Информация, которая содержится в выписке о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, а также в выписке о содержании правоустанавливающих документов, относится к сведениям ограниченного доступа. Такие выписки могут быть предоставлены только определенному Законом кругу лиц, в том числе самим правообладателям или их представителям, государственным органам.

Запросить общедоступные сведения из ЕГРН об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо удобным для него способом – в электронном виде и при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты или многофункциональный центр «Мои документы». В соответствии с Законом № 218-ФЗ сведения из ЕГРН предоставляются в течение 3 рабочих дней. За предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с законодательством взимается плата.

Предоставление указанных сведений из ЕГРН предусмотрено вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Фев 222017
 

Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров – искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела – наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.
Судебная практика показывает: споры о земле между соседями участков – самые трудные.
Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что “захватчик” перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик – собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно – на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное – нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы
Есть Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что “местоположение” границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда “в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости”.

Верховный суд подчеркивает – предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения – не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон “О государственном кадастре” говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил – обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один – смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент – кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул – кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод – отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Кстати

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался председатель областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Источник

Фев 222017
 

Внесен на рассмотрение парламента законопроект, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии или суда, новая стоимость объекта учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество физлиц, начиная с налогового периода, в котором произошло внесение в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости, а не с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, как сейчас, сообщает ГАРАНТ. Соответствующие изменения планируется внести в абз. 3 п. 2 ст. 403 Налогового кодекса.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в результате принятия законопроекта, физлица, в случае признания факта завышения кадастровой стоимости их имущества, будут защищены от переплаты налога на имущество.

Стоит напомнить, что изменить кадастровую стоимость объекта имущества можно, оспорив ее в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). В этом случае, измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ). Таким образом, при установлении комиссией или судом кадастровой стоимости в ином размере, налог может быть пересчитан только за периоды, начиная с периода подачи заявления об оспаривании.